тибет и китай

тибет и китай Оккупация Тибета китайскими агрессорами - явление, вызывающее безусловно негативное отношение у всякого человека, не чуждого гуманизму. Каждая очередная авиакатастрофа, каждый очередной террористический акт позволяет нам быть свидетелями того, с какой болью реагируют люди на смерть невинных людей. Что говорить о зверствах, произошедших несколько десятков лет в далеком Тибете… из 6 миллионов тибетцев было бессмысленно, безжалостно убито 1.2 миллиона, а заодно было разрушено несколько тысяч монастырей - 90% всех имевшихся на тот период... Этот акт фантастического вандализма Китая кажется еще более непристойным, поскольку все эти зверства были совершены в отношении столь миролюбивого и религиозного народа, чуть ли не наполовину состоящего из буддийских монахов. И та политика, которую проводит Китай в настоящее время в отношении захваченных территорий Тибета - это политика геноцида; это политика, направленная на полное уничтожение и забвение тибетской культуры. Кто, как не мы сами, русскоязычные наследники советской коммунистической империи, знаем – что такое коммунистическая деспотия в мозгах и в законах. Тем не менее с забвением и уничтожением тибетской культуры китайцы просчитались. Несмотря на то, что приложили максимум усилий в этом направлении.
Если же взглянуть на происходящее трезво, то надо отметить, что не имеет смысла как-то выделять китайцев из остальных народов. Невероятную жестокость успела продемонстрировать, наверное, любая нация на нашей планете. Зверства немцев во время 2-й мировой войны, французов во время нашествия 1812 года, русских во время своей собственной гражданской войны начала 20-го века, монголов во время монгольского нашествия, японцев во время войны в Манчжурии, англичан во время завоевания Индии, американцев во время покорения индейских территорий, шведов во время войны с Россией… список можно продолжать сколь угодно долго, особенно если вспомнить войны, не столь известные широкому кругу современных людей. Чем одно зверство отличается от другого? Да по сути ничем, но геноцид Китая в отношении Тибета осуществляется в наше время, прямо сейчас, когда мы пьем чай и смотрим телевизор.
Теперь я предлагаю взглянуть на оккупацию Тибета с иной точки зрения. Возможно, многим эта точка зрения покажется кощунственной, и, тем не менее, я ее выскажу, поскольку считаю ее вполне обоснованной. Я постараюсь защитить тезис о том, что оккупация Тибета – явление позитивное как для всего мира в целом, так и для самой тибетской культуры.
1) За многие века своего внутриутробного развития тибетская культура стала безо всякого преувеличения средоточием духовности человечества. Знания и практические навыки, накопленные тибетскими искателями истины и свободы, поистине уникальны. Процесс этот идет без перерыва с тех самых пор, как в 8-м веке в Тибет пришел Падмасабхава - великий мистик Индии, который каким-то немыслимым образом сумел оказать такое влияние на воинственных кочевников-тибетцев, державших в крепком кулаке половину Китая, что те превратились в течении одного-двух поколений в нацию, целиком преданную буддийским ценностям и поиску просветления. Вплоть до самого последнего времени даже нечего было сопоставить этой культуре, равное по глубине проникновения в суть вещей, и лишь несколько десятков лет назад книги Кастанеды открыли нам существование поразительной культуры американских индейцев, которую смело можно поставить в один ряд с культурой тибетских буддистов. Индийских мистиков я, при всем своем восхищении некоторыми из них, не могу поставить в один ряд с вышеупомянутыми традициями, поскольку никакой собственно школы, никакого учения создано не было. Индийские мистики – известные нам (Рамакришна, Рамана, Кришнамурти, Ауробиндо и др.) и множество неизвестных – это одинокие звезды, вспыхнувшие и погасшие, не создавшие никакого учения, никакого указания на то – каким же путем самый обычный человек может прийти к ясному сознанию. Красивые лозунги и лаконичные указания не могут заменить учения, что прекрасно демонстрируют бессмысленные толпы экзальтированных последователей. Лишь Будда Гаутама создал последовательное учение, но было это слишком давно. За две с половиной тысячи лет человечество слишком сильно изменилось.
Тибетский буддизм представляет собой уникальное явление, поскольку путь, предлагаемый им, предельно детализирован и описан. Фактически, любой человек, имеющий на то желание и доступ к текстам, даже без учителя способен немедленно начать продвигаться по пути. И вот в этом-то и состоит проблема, что доступ к тибетскому учению для не-тибетцев был всегда закрыт. Для того, чтобы получить доступ к учению, требовалось преодолеть такое немыслимое количество препятствий, что проще сказать, что это было совершенно невозможно. Существующие исключения (например, эпопея Дэвид-Неэль) только особенно выпукло демонстрировали это правило.
Во-первых, требовалось физически попасть в Тибет, что для европейцев было практически невозможным, поскольку в остальном вполне миролюбивые и терпимые тибетцы в этом вопросе проявляли непреклонность – путь в Тибет иностранцам должен быть закрыт.
Во-вторых, надо было освоить тибетский язык. Сейчас совершенно свободно можно купить самоучители тибетского языка (в основном лхасского диалекта) – они есть, наверное, в любом книжном магазине северной Индии, Непала. А в Дарамсале можно выбрать наиболее приглянувшийся тебе учебник из десятка разных вариантов, да еще и с лингафонным курсом, и разных словарей тибетского языка уже существует не один десяток. В той же Дарамсале можно за символическую плату посещать курсы тибетского языка. И вот несмотря на такую свободу информации, редко встретишь европейца, хоть сколько-нибудь сносно выучивших тибетский, потому что это очень сложный язык. И если устную речь освоить еще более или менее просто, то вот с письменной совсем беда. Письменность тибетцев сложна до безобразия. Конечно, сейчас упираться в изучение тибетского бессмысленно, поскольку на английский язык переведено и переводится много тибетской литературы, да и сами тибетские монахи очень активно осваивают английский язык и пишут на английском, но еще 50 лет назад знание тибетского письменного языка было единственным способом прочесть тибетские тексты.
В-третьих, чтобы адекватно понять прочитанные тибетские тексты, надо еще хорошо понимать их символику, смысл терминов. И тут уже не обойтись без умудренного помощника-ламы.
С учетом всего вышесказанного можно сказать совершенно определенно – если бы у самих тибетцев не возникло стимула к активному распространению своего учения, никаким образом оно не смогло бы стать известным за пределами Тибета. Сейчас этот стимул возник. Захват Тибета китайцами, беспримерное для нашего времени варварство китайских оккупантов и их непреклонная решимость искоренить тибетскую культуру вынудило тибетцев искать покровительства других стран. И тут они напоролись на то, за что так упорно боролись. «Тибет? Это что такое? Это какие-то австралийские аборигены? А… это монгольские свинопасы? Нет? Странно… кто же они?» - вот так пожинают теперь тибетцы плоды своей прежней недальновидности. «Тибетская культура??? Какая может быть культура у этих дикарей??» - вот так отозвалась многовековая политика скрытного существования.
Что же остается делать несчастным? Прежде всего им теперь необходимо доказать, что они не дикари, не вымирающие от алкоголизма и тупости бесполезные племена, а совсем наоборот. А как это сделать? Может быть, хоть один тибетец владеет европейским языком? Или хоть один тибетский монах или политик представляет себе психологию западного обывателя и то – на каком языке с ним надо говорить, чтобы он принял тебя не за говорящую собачку, а за представителя древней культуры, достигшей высочайшего уровня духовного развития. И вот уже 50 лет шаг за шагом тибетцы мучительно преодолевают эту пропасть, выкопанную ими самими. Переводятся на английский язык книги, на средства меценатов обустраиваются монастыри за пределами Тибета – в Индии, в Непале, в Европе. Вы не помните случайно – сколько раз Далай-Лама 13-й посетил Европу? А 12-й? На все 13 Далай-Лам не наберется, наверное, и одного посещения Европы. Теперь приходится наверстывать упущенное – Далай-Лама 14-й проводит в поездках по Европе и Америке чуть ли не большую часть своей жизни. Теперь он рассылает своих учеников и представителей во все концы мира – где только найдутся энтузиасты, готовые оплатить поездку, проживание и питание посланцев. Что же он не посылал их раньше? Почему не делалось этого тогда, когда Тибет владел всеми своими несметными богатствами, теперь попавшими в руки китайцев?
Вот еще у меня есть вопрос к тибетским буддистам – а где же их сострадание? Они очень много пишут и говорят о сострадании не только к ищущим истину людям, а о сострадании ко всем живым существам. И как же это самое сострадание могло совмещаться с политикой укрывательства их учения от иностранцев? Поверьте, что мне очень близок тибетский буддизм, я испытываю искреннее восхищение глубиной их учения и их преданностью поиску истины. Когда я вижу тибетского монаха, меня зачастую охватывает что-то вроде благоговения, я чувствую сродство, я чувствую во многих из них ту самую устремленность, что питает и меня самого. Поэтому бессмысленно упрекать меня в негативной предвзятости к ним, и тем не менее я считаю совершеннейшим позором их столь продолжительную и столь тщательно соблюдаемую политику укрытия своего учения от посторонних глаз. Наверное, им не приходило в голову, что не только в Тибете встречаются люди, ищущие истину. Своеобразный духовный шовинизм. Не понимаю – как можно было по национальному признаку сортировать людей на тех, кому позволено, и тех, кому не позволено встать на путь.
Сейчас ситуация изменилась, и благодарить нам за это приходится… китайских оккупантов-убийц! Бывает и такое. Конечно, я думаю, что ни одному человеку, находящемуся в здравом уме, не придет в голову испытывать благодарность к убийцам и оккупантам, но факт остается фактом – именно эта трагедия Тибета и стала причиной того, что сами тибетцы понесли в западный мир свое учение на блюдечке с голубой каёмочкой.
2) Есть еще один аспект, который нельзя упускать из виду. Да, бесспорно китайцы сейчас находятся в очень жалком состоянии – порабощенные коммунистическим идиотизмом и воинствующим атеизмом, проявляющие чудеса жестокости и духовной бедности… но что далеко ходить за примером – разве мы сами еще 15 лет назад не были в такой же луже? Были. Сидели в ней 70 лет и просто не смогли больше. Все народы так или иначе посидели в своем корыте в свое время, и никому это не пришлось по вкусу. Мы прекрасно знаем, что и китайцы – это просто люди, самые обычные люди, севшие в отвратительную лужу. И когда они из нее выберутся, то превратятся снова в тех, в кого превратились немецкие и итальянские фашисты, русские коммунисты, монгольские орды и т.д. – в миролюбивый, трудолюбивый народ со своими дураками и гениями, со своими богатыми или не очень традициями в духовности. Но ситуация такова, что если раньше один идиот не мог уничтожить весь мир, то теперь это стало вполне возможным. Коммунистический Китай сегодня – это именно такой идиот, который в погоне за торжеством мировой революции вполне способен сбросить на остальной мир столько водородных бомб, сколько надо. А почему бы и нет? Психология идиотизма одинакова вне зависимости от того – какой именно народ заразился этой заразой, а технически уничтожение мира теперь возможно.


тибет и китай

Но теперь кое-что изменилось. Теперь Китай ухватил лакомый кусок – Тибет, и делает все для того, чтобы закрепиться в нем как можно крепче, а для этого в том числе Тибет активно заселяется китайцами, искореняется тибетский язык и т.д. Уже сейчас в Тибете живет, наверное, больше китайцев, чем тибетцев. И теперь 4 миллиона оставшихся в Тибете тибетцев все плотнее и плотнее переплетаются с китайцами. По замыслу китайских стратегов это должно привести к полной ассимиляции тибетцев, но мы то с вами уже садились в эти грабли! Помните – с каким усердием в припадке великодержавного шовинизма искоренялись культуры молдаван, украинцев, прибалтов и многих других народов многочисленных и малочисленных? Но привело это к эффекту противоположному – свободолюбивые тенденции, порождаемые угнетаемыми народами, проникли в самого агрессора, и в пассивный, отупевший от своего всемогущества русский народ проник дух свободы, и империя развалилась изнутри, да с каким треском развалилась! Русским людям не понравилось быть пленниками в своей же собственной тюрьме. Они посадили многие народы в эту тюрьму к себе, но сидеть веселее не стало. Похоже на анекдот про вора и тюремщика: вор отсидит свое и выйдет, а тюремщику сидеть всю жизнь. Что было бы, если бы развала империи не произошло? Вполне возможно, что была бы третья мировая атомная война, после которой не было бы уже ничего.
Китай, проглотивший Тибет, запустил в себя таким образом дух свободы и знания, и это неизбежно приведет к тому, что китайский народ, вдоволь испивший из чаши коммунистического духовного опустошения, ухватится за тибетский буддизм как за свою спасительную соломинку. Так что, как это ни парадоксально, помощь к Тибету придет отнюдь не со стороны Европы и Америки, поскольку тем господам сейчас не до Тибета – у них другая проблема – стремительное отупение, освинение общества в результате ориентации на безудержное потребления жратвы, вещей, наркотиков и впечатлений. Да и никто всерьез не сможет и не захочет противостоять Китаю из-за каких-то там тибетцев. Пример России очень показателен – наше правительство не зря ест свой хлеб и печется об экономическом благосостоянии нашего общества, и поскольку Китай – наш важнейший стратегический торговый партнер, то Россия – последняя страна, от которой Тибету стоит ожидать помощи. Чего стоит только тот позорный факт, что Далай-Ламу не пускают к буддистам России, отказывая ему год за годом в визе! Помощь Тибету придет из самого Китая, который вспыхнет не просто абстрактной жаждой свободы, которая зачастую становится свободой разрушать, а не созидать, как это было в России 20-го века, Франции 18-го и т.п., а жаждой свободы, основанной на прочном фундаменте своей богатейшей духовной традиции, и тибетский буддизм, конечно же, не станет не только доминирующей, но даже сколь-нибудь заметной ветвью духовного поиска в Китае, но свою спасительную роль искры, взорвавшей долгий сон китайцев, он сыграет.
И поскольку произойдет это в самое ближайшее время – максимум лет 10-20 отделяет нас от этого события, то нам, живущим в России, неплохо бы принять к сведению, что тибетцы, вновь получив независимость, отнюдь не бросятся помогать нам постичь те премудрости, которые им известны – они снова потянутся к себе на родину, уединятся в своем Тибете, который, конечно, никогда уже не будет закрыт от остального мира, ведь и тибетцы уже не те, они уже хлебнули западной цивилизации, но тем не менее съездить в Тибет поучиться уму разуму будет почти нереально для обычного россиянина, обремененного поиском истины и не обремененного излишними деньгами. Сейчас еще не поздно помочь тибетцам создать свои монастыри-поселения где-нибудь недалеко от наших мегаполисов наподобие того, как это было сделано в Индии и Непале. Интерес к этому у самих тибетцев большой, поскольку они именно сейчас очень заинтересованы в максимально широком распространении своей культуры, и кроме того не нужно забывать, что многие монахи-беженцы из оккупированного Тибета стоят перед задачей элементарного выживания, поскольку в и без того нищей Индии для них отнюдь не все так просто. Непал, судя по всему, скоро разделит участь Тибета, и на карте мира по соседству с тибетским автономным округом Китая появится непальский автономный округ, так что многие десятки тысяч тибетских беженцев, осевших в Непале, снова будут вынуждены искать себе новую родину, поскольку вряд ли они согласятся читать устав китайской компартии вместо гимнов Миларепы.
Так что пока не поздно осуществить это предприятие по созданию тибетских поселений в России. Сейчас для этого созрели все условия. С одной стороны Россия уже не такая нищая страна, чтобы не нашлось достаточно капитала для первоначальной помощи, связанной с переездом и собственно созданием поселения. С другой стороны взаимный интерес тибетских монахов и россиян, увлеченных тибетским буддизмом, сейчас весьма высок. Со своей стороны я предпринял попытку реализации такой идеи, и время покажет – вышло из нее что-то или нет.
3) Третий аспект состоит в том, что подобный катаклизм, случившийся с Тибетом, безусловно окажет позитивное влияние на саму тибетскую культуру. Если ты, к примеру, приедешь в Дарамсалу, где на каждом шагу монастыри, и попробуешь отыскать там монаха, который смог бы поговорить с тобой на тему философских основ тибетского буддизма, то столкнешься с большой проблемой. Слишком много монахов просто исполняют религиозные обряды, и слишком мало в самом деле глубоко проникают в суть той мудрости, которую сами же тибетцы и открыли в своей практике. Жажда примитивных впечатлений у них огромна, что тоже не свидетельствует об их успехах в практике. Поэтому тибетцам как воздух нужно тесное соприкосновение, переплетение, взаимопроникновение с другими линиями в практике, что обогатило бы их собственный путь, во многом ставший сейчас архаичным, неприспособленным к условиям текущей реальности.



наверх

История Китая © 2009

Hosted by uCoz