китай покупки

Итальянская мода: сделано в Китае

- Мадамо, поехали!
- Заходи посмотреть кофта.
- Продаю женская ботинка.
- Френда, лука, лука.

От обступающего хора голосов кружится голова. На каком языке они говорят? Чего хотят? Главное – не утратить чувства реальности и не забыть, что ты в Пекине, ведь вывески кругом на русском, да и веселые рикши называют тебя «мадамо» явно не по-китайски. Добро пожаловать на ЯбаоЛу, самый знаменитый рынок Пекина - рай для желающих прибарахлиться. Здесь есть все, что душе угодно и даже больше, причем по доступным ценам.

На самом деле рынков ЯбаоЛу два – новый и старый, соединены они «шубным рядом», где осуществляются мечты самых крутых модниц. Может быть, Италия и законодательница шубной моды, но доступной ее делают в Китае.

Когда на столичном рынке «Динамо» вас будут убеждать, что вожделенная обувь, джинсы или пиджак изготовлены как минимум в Италии, а в качестве доказательства указывать на ярлыки, советую относиться к этому с долей здорового скептицизма: ярлыки эти тоже делают в Китае. Когда я бываю на ЯбаоЛу, и продавец, всмотревшись в мое некитайское лицо, уверенно говорит, например: «150» (или 18.3 доллара, 1 доллар = 8.2 юаня). Я спрашиваю: «Почему так дорого?», а он в ответ, удивляясь моим удивлением: «Так Версаче!». Я ему объясняю, что я не поклонник Версаче и мне больше нравится, например, Келвин Кляйн. Не вопрос, френда – тут же достаются точно такие же джинсы, кофточка или свитер, только вместо этикетки «Версаче» нашита «Келвин Кляйн» - все для радости клиента. Иногда продавцы вполне серьезно относятся к «фирменности» своих вещей и обижаются на выраженное недоверие, но чаще готовы пошутить вместе с вами. Так что первоначальные 150 легко превращаются в 75-80, а при определенном умении – и в 60 юаней. Потому ходить на ЯбаоЛу приятно, а процесс покупки по-своему забавен.

Моя знакомая челночница Света, которая ездит в Китай уже 10 лет и считает его почти родным, говорит: «Главное – торговаться. Первоначальную цену можно запросто сбить вдвое, а при определенном умении – и больше. Золотое правило – если продавец легко соглашается с предложенной тобой ценой, значит, она по-прежнему завышена. Торгуйся, пока он не начнет нервничать и кричать «финиша», что означает – последняя цена. Но и от нее можно сбросить еще пару юаней. Но это уже скорее из любви к искусству». И тут же добавляет: «На ЯбаоЛу с этим проще – оказывается, мы, русские (ты же понимаешь, мы тут для них все русские), как и китайцы, стоим за каждый юань до последнего вздоха, а потому торговцы сразу дают более реальные цены».

Вот на Шелковом рынке – совсем другое дело. Он расположен практически в дипломатическом квартале, сразу за американским посольством и говорят здесь не по-русски, а по-английски. Кроме того, зная, что в любом случае даже первая цена значительно дешевле той, за которую американец или англичанин купит ту же вещь у себя дома, продавцы не стесняются. Но если в вас опознают русского, то шансы уйти с приличной покупкой по хорошей цене значительно повышаются. Часто одна и та же вещь будет стоить 50 долларов для немца и 20 - для вас. За комфорт жить в Западной Европе тоже нужно платить. Еще один трюк торговцев – не уточнять валюту, в которой называется цена. Нам-то ясно, что это юани, но я сама видела, как иностранцы платили 200 долларов, когда им называли цену «200».

Как общаться в Китае, не зная языка? Света усмехается: «Милочка, у кого есть деньги, того везде поймут». Что правда, то правда: за 10 лет своих поездок Света купила шикарную квартиру в центре Минска, каждые полтора года меняет машины и ездит отдыхать в Испанию и Италию. Кстати, 90% всех русских челноков в Китае – женщины. Почему? «А мы более выносливые», - утверждает Света.

Торгуют на рынках в основном южные китайцы, а палатки, как правило, принадлежат пекинцам. Арендная плата за торговое место очень серьезная – от 3.6 тыс. долларов США в месяц на Шелковом до 50-70 долларов в день на ЯбаоЛу и Жемчужном рынках. Причем чтобы взять в аренду пятачок 1х2 м на Шелковом, очередь стоит чуть не на год вперед, а плата вносится авансом сразу за полгода. Арендная плата – практически единственный вид обложений, который платят торговцы. Все остальное – себе в карман. Знатоки утверждают, что затраты окупаются за пару месяцев, если же за полгода внесенные деньги не вернулись, палатка закрывается и отдается другому торговцу. Вот такая рыночная экономика.

Но практически все те вещи, которыми так богаты наши Ждановичи, Динамо и рынки по всей Беларуси, закупаются на ЯбаоЛу. Если быть точнее - на старом ЯбаоЛу, где я никогда не покупаю – по одной штуке здесь просто не продают. Но если при слове «рынок» воображение услужливо рисует знакомые белорусские картинки, то вы просто не знаете, как серьезно относятся к этому делу в Китае. Старый ЯбаоЛу состоит из крупных комплексов – шестиэтажного ЦзиЛи, пятиэтажного ГуаньСи, обувного гиганта «Отлима» и нескольких комплексов поменьше, специализирующихся на одном виде продукции – шубах, нижнем белье, шапках. Практически в каждой палатке предложат чай или кофе, если увидят, что вы – серьезный покупатель. А в «Отлиме», например, бесплатные напитки предлагают всем – знают, наверное, что ходить за покупками даже для себя – занятие утомительное. И это правда. Потрясенные огромным выбором, командировочные из Беларуси хотят скорее вернуться домой и пойти на «Динамо» - там все понятнее, да и выбор не так широк. А в Пекине – как в «Бриллиантовой руке»: «А такой же, но с перламутровыми пуговицами есть?». Это в фильме не было, а на ЯбаоЛу есть все.

Теперь о качестве. Привычные к низкому китайскому качеству, мы требуем вещей хотя бы из Польши, не думая почему-то, что практически все эти «польские» кофточки, «итальянские» сапоги и «греческие» шубы на самом деле сделаны в Китае. Вполне ответственно заявляю – у китайских товаров качество хорошее. Света согласно кивает: «Но ты же понимаешь, одно дело цена здесь, а другое – какой она становится по приезду в Минск. За транспорт – заплати, таможне – дай, за место на рынке – снова деньги. Первоначальная цена увеличится раза в два как минимум. И кто это у нас купит? У нас еще не готовы платить больше за хорошую вещь, хотят чтобы качественно, и дешево. А так не бывает. Так что везем не то, что лучше, а то, что народ сможет купить. Да и то в этом году сезон неудачный, сложно стало». Наверное, она права. Сколько раз я видела, как у двух на первый взгляд совершенно одинаковых кожаных курток цена различается в полтора, а то и в два раза. Причина? Оно, пресловутое качество: разная выделка кожи, разная подкладка, разные пуговицы, разные «молнии», и это при том, что фасон один и тот же. Кожаную куртку можно купить за 50 долларов, а можно почти такую же и за 100-150. Как говорится, почувствуйте разницу. Русские, живущие в Китае, практически не покупают кожаную одежду на рынке, предпочитая магазины. Цена почти одинаковая, а качество заметно отличается: магазинную одежду шьют на больших фабриках, где дорожат своим именем, а рыночный вариант – маленькие мастерские, зачастую расположенную тут же вокруг рынка.

А вот шубы вполне можно покупать и на рынке. Поскольку сами китайцы их практически не носят, производство рассчитано в первую очередь на «русских». Как-то прошлой зимой у меня поинтересовались моей национальностью. И не могли поверить, что я белоруска. Почему? «А вы не в шубе».

При покупке шубы цена в первую очередь зависит от меха. Недавно у меня гостила мама, которой мы купили отличную шубу из горного козлика хорошего фабричного качества всего за 55 долларов. Причем это была самая дорогая шуба из этого меха, другие стоили и того дешевле – 45-50 долларов. Шуба из монгольского сурка (название звучит подозрительно, но выглядит неплохо) стоит в пределах 270-350 долларов. Шуба из кусочков норки, если это лобики, будет стоить от 160 до 200 долларов, если хвостики – от 220 до 270 долларов, полушубки значительно дешевле. Но специалисты покупать такие шубы советуют осторожно – качество может быть не то. Ну, а за полушубок из цельных норковых пластин просят от 600 долларов и выше. Полушубок из чернобурки можно купить и за 300 долларов, если под длинным мехом будут спрятаны кожаные вставки, и за 400, если он будет целиком из меха.

Писк этого сезона – платки, шарфы и шали из маленьких норковых шариков, соединенные вместе и составляющие воздушную паутинку. Красиво, тепло и стоит недорого. Если поторговаться, можно шарф и за 30 долларов купить. В шубном ряду можно купить и пластины из меха, чтобы, приехав домой, сшить шубу собственного дизайна. А в магазине цена шуб начинается с тысячи долларов – тут вы платите за ту самую итальянскую моду и итальянское качество.

Совсем иная жизнь начинается на ЯбаоЛу с сумерками. Днем запакованные в огромные тюки товары перевозят на трехколесных велосипедах, а после восьми вечера подъезжает транспорт посерьезнее – грузовики, которым законом запрещено днем показываться в центре города. Бизнес неплохой – в сезон (июль – ноябрь) на Москву улетает ежедневно до 10 грузовых самолетов, 50 тонн в каждом. Кроме того, два раза в неделю ходит контейнерный поезд Пекин – Москва, 35-45 контейнеров.

Никто из челноков не признается, как они проходят растамаживание груза у себя на родине – коммерческая тайна. Света, дымя сигареткой, говорит: «Слушай, зачем тебе это надо? Это такая головная боль, что и думать не хочется. Одно могу сказать – перевезти один кг груза в Москву с растаможкой стоит 2-3 долл. в зависимости от вида транспорта. А уж как мы его в Беларусь тянем – наши проблемы».

Гостиница «Житань» - еще один центр, вокруг которого вращается жизнь рынка. Живут здесь челноки, приезжающие со всего бывшего Советского Союза. Надписи и объявления кругом – на русском. Недавно в гостиничных номерах появилось нововведение, нужно полагать, в свете кампании борьбы со СПИДом – 10-юаневые пакетики с китайской травой, предназначение которой обозначено так: «Для обработки срамных мест после сексуального контакта». Вот такая забота.

Вокруг – рестораны, ночные клубы и пивные. Как вы уже поняли, все на русском и для русских. Чужие здесь не ходят. Одно из самых популярных мест – ресторан «Трактир» с кабаре, песнями, плясками и морем водки. Совсем недавно здесь произошло ЧП: шесть проституток с Дальнего Востока избили честную туристку, которая после легкого и необременительного флирта с мужчиной за соседним столиком готова была удалиться с ним в номер (где их радостно поджидали описанные выше пакетики с травой). Представительницы древнейшей профессии сочли это подрывом устоев бизнеса, т.к. раньше этот мужчина прибегал к их услугам. Результат известен. Разовые услуги девушек стоят обычно 100 долларов и 300 долларов за ночь. Этот вид бизнеса процветает – не только бывшие советские, но и китайцы предпочитают блондинок.

Вот так и живет знаменитый ЯбаоЛу. Правда, очень скоро нового рынка не станет – не вписывается он в планы Пекина по благоустройству к Олимпиаде-2008. Но все уверены в том, что рестораны, торговля и девочки не исчезнут, просто примут другие формы.

Инесса Плескачевская



наверх

История Китая © 2009

Hosted by uCoz